Как я долго этого ждал! Как же я этого жаждал! И вот в Перми в рамках «ClosedTownForum» 16 и 17 ноября прошел День дизайн–менеджера. Пермь стала вторым городом вне Москвы, где проводится ДДМ (первым был Екатеринбург в феврале этого года, о чем я конечно же писал). Из двух дней форума, мне удалось побывать только на втором, поэтому буду делиться сводками с пермского поля битвы дизайн–менеджеров за второй день.
ClosedTownForum
Из официального пресс-релиза форума:
… В этом году Форум будет посвящен тем проектам и идеям, которые рождаются на стыке технологий, искусства и предпринимательского таланта, именно поэтому Форум 2012 носит название Artists&Hackers&Entrepreneurs…
В этом цитате весь форум. Весь! Я встречал своих знакомых и друзей, которые вроде бы ни к менеджменту, ни к дизайну дела не имеют, в зале дизайн - менеджмента, а мне самому было интересно услышать (хоть и краешком уха) о том, что говорили на Harvest@GreenfieldProject.
Но все-таки побегать по залам означало пропустить что-то интересное, чего было в избытке в этот день. Я заранее знал, что посещу День дизайн-менеджера и если успею послушаю другое.
Повышенная температура
Честно, когда узнал, что на ДДМ приедет Дмитрий Карпов приятно офигел. Ни разу не был на его выступлениях, но смотрел несколько видеозаписей и читал отзывы с мастер - классов, почему и предполагал что будет «жарко». А тут еще и подогревающая запись Дмитрия в фейсбуке:
еду повышать температуру в Перми
И ведь действительно Дмитрию удалось разбудить еще спящих гостей форума и разогреть к продуктивному дню: начало презентации с ее конца, достаточно много клевых советов (кстати, Дмитрий, я запомнил еще несколько советов, кроме как «Секс утром»), шоу с размышлениями…
Группа vs Команда
Управляющий партнер Integral Projects Юлия Руденко на реальных кейсах показала нам отличия групповой и командной работы в компании, как подбирать членов команды или группы, насколько большой должна быть команда для ее нормальной работы и прочее.
Я даже и не представлял, что существует аж 7 уровней командной работы: от апатии, когда члены команды просто напросто отвергают даже сам факт работы над идеями до абсолютного партнерства, когда работоспособность и адекватность команды остается на прежнем уровне даже если из команды выходит один из ее членов…
Уроки дзен
Что бывает с компанией, которая за последний год выросла в 4 раза, с 200 сотрудников до 800? Как идет рабочий процесс в такой компании? И что будет если на Землю упадет метеорит или просто-напросто выйдут из строя все сервера? Что делать когда клиенты ругаются, денег на зарплату нет, а сотрудники в панике?
Олег Петряшов настолько подробно рассказывал как его компания докатилась до коллапса, конца света в отдельно взятом офисе, что я даже подумал, что компании уже и не существует… К счастью, ошибся. Лекция Олега как раз и была посвящена «реанимации» бизнеса с учетом философии Востока!
Терять бизнес никто не хотел, а делать что - то нужно было. Олег начал с того, что изменил свое отношение к себе и только потом все это перенес на сотрудников.
Трансформируй себя, а потом переноси это на других
Вы когда-нибудь задумывались сколько времени из своей жизни вы тратите на сожаления о произошедшем или на размышления о том, чего еще не произошло? Потраченного зря времени хватило бы на еще одно беззаботное детство. Как говорил Дмитрий Карпов:
Мы живем в стране постоянного Сегодня
Олег поделился опытом, как наладить работу команды, а не кучи кадров. Нужно лишь «посеять» идею в голову каждого сотрудника при том, что руководитель должен лишь ненавязчиво подтолкнуть к ней, дать почву. И тогда идея компании будет выращена сотрудником как его собственная.
Впервые от Олега я услышал про горизонтальные связи в коммуникациях внутри компании. Это основа построения команды с идеальным партнерством, когда все может работать и без тебя. Опять же не нужно давать наставления сотруднику в лоб (так строятся вертикальные связи «начальник — подчиненный»), дайте сотруднику «почву» и он сам вырастит то, что нужно ему и вам.
Если вы знаете, что Василий из отдела N отлично играет на гитаре и завтра у него концерт, расскажите об этом нескольким сотрудникам. И тогда на концерте они смогут выстроить горизонтальные связи
Ну а что же сейчас с компанией Олега? Она восстанавливается после коллапса, желает и дальше расти, чего будет легче достичь когда ты знаешь, что у тебя команда, а не группа.
Нужно работать за идею… и сверху получать немного денег
Future Friendly Design
Что будет с сайтами и прототипами в будущем? Пока сложно сказать, но мы точно знаем, что различные гаджеты будут окружать нас повсеместно, что однозначно повлияет на разработку сайтов.
Пока владельцы айфонов и андроидов месят в грязи операционку для смартфонов от Windows, Гриша Коченов на ClsoedTownForum ее пропагандирует и призывает всех иметь телефон с этой ОС. Почему?
Вам нравятся новые эффекты html5 и css3, нравится новый тренд в дизайне, когда тулбар всегда остается вверху, а контент прокручивается? А вот в телефонах с Windows Phone это не работает… и это неплохо! Это очередной стимул для дизайнеров делать адекватный, конструктивный дизайн, который будет работать на любом устройстве (даже на тех, какими будут пользоваться ваши правнуки в будущем) одинаково круто!
Вы когда-нибудь замечали, что уже не можете использовать один гаджет одновременно? Работая за ноутбуком, вы можете постить фотки в инстаграмм при помощи своего смартфона. Прогуливаясь по городу, вы можете начать искать информацию об увиденном вами здании, а вернувшись домой, продолжить поиск уже на компьютере. Примеров, много, а вывод один — не должно быть абсолютных различий между тем, что я вижу на экране смартфона и на экране ноутбука.
Совсем скоро мы познаем виртуальную реальность с очками от гугл и тогда изменится все: ведь теперь экраном будет все, то что ты видишь, а не плоская панель перед глазами определенных размеров.
Наконец-то я услышал от живого человека при помощи чего можно делать адаптивные прототипы! Bootstrap!
Большая игра
Это, наверное, самая сладкая часть Дня дизайн-менеджера. Нам предстояло ответить на вопрос какой будет конференция будущего, для чего мы разделились на команды и стали работать, используя принципы дизайн-мышления, дизайн-исследования.
По методу icebreaking мы сформировались в 5 команд, мне удалось поучаствовать в одной из них. «Синенький человечек» — название нашей команды родилось само собой: картинка, которую мы собрали была портретом на синей бумаге :)
Research
Итак, первым этапом является исследование. Что такое конференция, зачем мы на них ходим, какой положительный и отрицательный опыт участия в конференциях каждый из нас имеет — все это нужно было выяснить внутри нашей команды (в идеале не только внутри команды) и записать на чудесных, миленьких, разноцветных стикерах.
Analysis
Потом мы проанализировали то множество стикеров, которые родились на этапе исследования, нашли в них общее и составили кластеры. В нашем случае получились следующие кластеры: информация, эмоции, коммуникация, трансформация информации…
Focus
Затем нужно было найти что-то общее между этими кластерами и сфокусироваться этой главной проблеме с учетом тренда (нам достался тренд «глобализация»). Мы поняли, что в будущем конференция мало, чем будет отличаться от нынешней конференции или конференции (читай, форум) древних грек: все так же будет место, будут спикеры и будут слушатели. И тогда мы подумали, что конференция будущего должна быть лучше, а не другой. Но как?
В каждом кластере были свои проблемы и плюсы (например, кому-то не нравились спикеры, кто-то был недоволен, что не было кофе и т.п.) и единственное, что объединяло все это было личное отношение к конференции или неоправданные ожидания. Последнее и стало той проблемой, на которой мы сфокусировались, учитывая глобализацию.
Brain storm
На брейн-шторминге генерируем идеи-решения найденной нами проблемы. Может быть организаторов конференций учить составлять правильные описания конференций? Может быть заставлять их подбирать спикеров одного уровня? Может это вовсе и не проблема, и я сам должен искать себе мероприятие? Приходим к выводу, что организаторы мероприятий не будут делать лишних телодвижений, а посетители не всегда могут адекватно оценить каждого спикеры или его тему, чтобы принять решение идти на конференцию или нет. Второй вывод: кто-то сторонний должен делать за пользователя выбор, а за организаторов составлять идеальную аудиторию слушателей со всех мест Земли.
В итоге мы придумали сервис, который подбирает конференцию по вашим личным предпочтениям в музыке, искусстве, технике, по уровню знания вами иностранных языков, по тому каких людей вы читаете блогах и прочее, ну а если ты не хочешь все это указывать в ручную, то сервис может узнать все это из твоего профиля в социальных сетях… Но как все это организовать с учетом глобализации? И тут — фанфары. Прожектора устремлены на наши светлые головы. Аплодисменты. Рождается название процессу навигации по конференциям всего мира с предоставлением информации о том, где забронировать отель, когда купить билет на самолет, что посетить если вы приедете раньше — интеллектуальный туризм.
Presentation
Ну и последний этап — презентация того, что у нас получилось.
Я не могу вам рассказать о том, как другие пришли к своим продуктам, но могу поведать что у них в итоге получилось. Команды презентовали устройство iSence, которое считывает ваши чувства и определяет кто вы: кинестетик, визуал, аудиал или дискрет, — по этим данным, организаторы могут вам предложить посетить того или иного спикера.
Другое устройство с приставкой «i», носило название iConf. Это устройство становится вашим навигатором на самой конференции: оно подберет вам маршрут из зала в зал, настроит ваше расписание на конференции, поможет найти того или иного человека на конференции.
Одна из команд учла тренд виртуальной реальности и представила конференцию будущего как модель «не выходя из дома»: посетители конференции дома включают гаджет, настраивают интерфейс (например, хочу чтобы спикеры выступали в скафандрах), выбирают спикера из списка и слушают его, если возникли вопросы, можно их задать во встроенном чате; на вопросы может ответить как сам спикер, так и те, кто сейчас тоже смотрит его выступление.
Последняя команда представила свое видение конференции будущего в тренде урбанизации. Получился вселенская машина, которая расскажет тебе все что угодно.
Вот и все! Закончился второй день ДДМ на ClosedTownForum в Перми. Благодарности. Обсуждение итогов дня. Фуршет.
Закулисье
Я хотел бы сказать свое здоровенное спасибо Андрею Хусиду, Анне Бояркиной, Артуру Овчинникову и другим кто принял участие в организации ClosedTownForum.
Громаднейшее спасибо Марии Сташенко, Татьяне Буличенко, Лилии Чуевой, Екатерине Тульской и другим членам команды «WonderFull» за прекрасную атмосферу и эмоциональную игру.
И конечно же, офигенное спасибо тем, с кем я был в команде на игре: Грише Коченову, Марии Долгих, Владимиру Аблогину, Никите Обухову, Ксюше Слобожаниной.
А еще человеческое спасибо фотографам, чьи фотки я использовал :)